Специальная экстремально-психологическая подготовленность


Специальная экстремально-психологическая подготовленность
Ее своеобразие - в подготовленности сотрудника к действиям в совершенно конкретных (специальных) ситуациях, к конкретным экстремальным факторам, обстоятельствам, трудностям, свойственным ПД именно данного специалиста, должностного лица, службы, экипажа, отряда, подразделения, либо решению предстоящей сложной и уникальной задачи. СЭПП – существенная составная часть общей экстремально-психологической подготовленности. Экстремальная подготовленность специалиста не завершена, неполноценна, если она сводится только к общей. Поэтому и экстремальная подготовка специалистов должна сочетать общую и специальную.

В структуру СЭПП входят: 1) специальные экстремально-психологические знания, 2) натренированность в восприятии и решении профессиональных задач в условиях действия тех особых психологических факторов, которые свойственны специальным экстремальным ситуациям; 3) экстремальная надежность обычных профессиональных навыков и умений, возможность выполнять их уверенно, без снижения качества и результативности в специальных ЭУ; 4) навыки и умения учета психологических аспектов специальных ситуаций и действий; 5) обученность выполнению специальных действий, предусмотренных только для особых экстремальных ситуаций и в условиях моделирующих их психологические трудности; 6) навыки и умения целенаправленного психологического «усиления» различных способов специальных действий; 7) уверенное владение техническими умениями и навыками тех психологических действий и приемов, которые наиболее применимы в специальных экстремальных ситуациях; 8) безукоризненная отработка навыков и умений совместных действий в составе группы при решении специальных задач; 9) привычка к непривычному, умение не теряться, а действовать находчиво, активно, грамотно, тактически гибко в любых вариантах возможных изменений специальных ситуаций; 10) умение преодолевать противодействие, вести психологическую борьбу («борьбу нервов») в специальных ситуациях; 11) навыки владения собой и своим психическим состоянием в специальных ситуациях (навыки самообладания и саморегуляции).

(А.М. Столяренко)

Литература: А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогика. – М., 2002. Параграф 5.3 и глава 8.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.